Уральский НОЦ участвует в разработке высокоскоростных поездов

22.01.2021

Новейшие технологии и материалы сделают их конкурентоспособными на глобальном уровне

Виталий Брексон уверен, что тесная работа «Уральских локомотивов» с учеными даст необходимый результат. Фото: пресс-служба «Уральских локомотивов».

Сразу в трех регионах России создается крупнейший машиностроительный кластер для разработки и производства высокоскоростного железнодорожного транспорта. Планируется выпускать высокоскоростной поезд с крейсерской скоростью 360 км/ч (максимальная — 400 км/ч). Проект реализуется в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня «Передовые производственные технологии и материалы».

Производство поездов планируется развернуть в Свердловской области на заводе «Уральские локомотивы» с привлечением партнеров из Челябинской и Курганской областей. Будут созданы и внедрены новые конструкционные материалы, а также разработаны интеллектуальные системы управления транспортом. Благодаря проекту появится несколько тысяч рабочих мест.

«При создании высокоскоростного поезда завод „Уральские локомотивы“ активно взаимодействует с РЖД, — говорит первый заместитель генерального директора по технической политике ООО „Уральские локомотивы“ Виталий Брексон. — Я полагаю, что уже с 2026 года он будет обслуживать участок Санкт-Петербург — Москва. Сделать предстоит еще достаточно много по созданию этого поезда. Мы рассчитываем в рамках работы НОЦа на сотрудничество в сфере производства тяговых приводов, силовой электроники, разработки материалов с новыми качествами и свойствами».

Большое значение в проекте имеет область силовой электроники. В Екатеринбурге компания «Горизонт» плотно сотрудничает с УрФУ при разработке и изготовлении ряда образцов тяговых преобразователей. И перспектива развития у этих изделий очень широкая.

Кроме того, очень актуальной является область развития материалов. Сегодня на железных дорогах есть проблематика использования стали для колес.

«Сейчас используются стали, разработанные 30–40 лет назад, — отмечает Виталий Брексон. — К сожалению, дальнейшая научная работа велась вяло. И сегодня эта тема назрела, этим надо заниматься. Это очень серьезная вещь, особенно по отношению к тяжеловесному движению и высокоскоростным перевозкам. Создание полиуретанов и резин. Часть этих изделий мы вынуждены покупать за рубежом. Благодаря опыту мы уже создали технические требования для ряда таких изделий. Они должны быть разработаны в России, и мы здесь ставим задачу перед нашими учеными».

Также в своем докладе в ходе подведения итогов работы Уральского НОЦа в 2020 году Виталий Брексон рассказал и о других проектах, над которыми работает завод. Что касается линейки тяжеловесных локомотивов, то завод уже приступил к сборке опытного образца электровоза 2ЭС6А с отечественным асинхронным приводом. Его поставляет компания «Тяговые компоненты», также входящая в Группу Синара. Все элементы этого привода создают на Урале. Данный электровоз выйдет на испытания в начале 2022 года. В перспективе он должен стать флагманом, новой базовой платформой, на основе которой «Российские железные дороги» смогут получить самую разнообразную линейку машин, которая будет использоваться в ближайшие десятилетия.

Перспективным является и создание двухэтажных поездов, которые имеют рабочее название «Меридиан». Их планируется использовать на направлениях Москва — Юг. Они будут производиться на базе поездов «Ласточка».

«Тем не менее, это совсем другой поезд, — рассказывает Виталий Брексон. — Внутри проекта есть ряд различных модификаций. Создание такого поезда требует от нас поиска в разработке достаточно большого количества инновационных тем — от отделочных материалов до кресел для пассажиров и локомотивной бригады. И я надеюсь, что наука и поддержит, и поможет. И мы вместе сможем обеспечить своевременное качественное выполнение этих проектов».