УрФУ и СТМ разработают виртуальный полигон управления локомотивами

11.06.2021

Проект реализуется в рамках Уральского НОЦ

Проектная команда усовершенствует систему управления локомотивами. Фото: «Синара — транспортные машины».

Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ) Уральского федерального университета разработает систему управления локомотивами и виртуальный полигон совместно с центром инновационного развития холдинга «Синара — транспортные машины» (СТМ).

Это первый совместный проект структур УрФУ и машиностроителей, реализуемый под эгидой Уральского межрегионального научно-образовательного центра (УМНОЦ). Проектная команда будет работать над созданием усовершенствованной системы управления локомотивами, в которой заложена возможность проведения испытаний поездов в виртуальной среде. Следующий шаг предполагает встраивание ИТ-решения в производство тепловозов и электровозов, выпускаемых холдингом СТМ.

«Комплексный проект направлен на модернизацию и совершенствование процесса разработки и производства систем управления локомотивами. Базовой внедряемой технологией является технология виртуальных испытаний („виртуальный полигон“), реализованная на специализированной платформе на основе взаимосвязанных математических моделей в одномерной и трехмерной постановке. Одним из преимуществ этой ИТ-технологии будет и то, что она позволяет смоделировать весь „жизненный цикл“ локомотивов», — отметил генеральный директор ИЦЦТМ Максим Сапогов.

Виртуальный полигон может использоваться как для маневровых тепловозов, так и магистральных локомотивов. Эта технология поможет обеспечить сквозное проектирование и задавать требования к системе управления локомотивов на всех этапах жизненного цикла. Кроме того, в рамках комплексного проекта предусмотрен запуск апробированных с помощью платформы систем управления локомотивами в производство.

«СТМ сегодня выходит на принципиально новый уровень проектирования, производства и сервиса выпускаемого подвижного состава. Так, технология виртуальных испытаний является неотъемлемой частью цифрового двойника локомотивов. Внедрив данный подход, мы „закроем“ все этапы реализации цифрового двойника локомотива, который будет аккумулировать в себе данные с момента проектирования до его утилизации. Это позволит холдингу СТМ перейти на механизмы контракта „будущей вещи“ и сопровождать изделие на всем жизненном цикле, оптимизируя эксплуатационные затраты», — прокомментировал руководитель центра компетенций по разработке локомотивов СТМ Александр Сачков.

Сотрудничеству УрФУ и СТМ предшествовала профессиональная переподготовка технического персонала Уральского дизель-моторного завода, также входящего в холдинг. Тогда были успешно разработаны технологии управления требованиями архитектурного проектирования и виртуальных испытаний (с помощью расчетов в 1D, FEM, CFD) перспективных дизельных двигателей семейства ДМ-185.

Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения создан УрФУ в партнерстве с ООО «Адванс Инжиниринг» (участник НОЦа) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства промышленности и торговли РФ. ИЦЦТМ входит в инновационную инфраструктуру УрФУ. ИЦЦТМ занимается решением задач инженерного анализа и разработкой инженерных методик, учитывающих все технические требования заказчика, а также проведением виртуальных испытаний изделий. Среди партнеров ИЦЦТМ — АО «ОДК», ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», ГК «Росатом», ПАО «КАМАЗ», ФГУП НАМИ и др.