ЮУрГУ и «ТЭК-Спецмаш» работают над созданием вагона для строительства метро

13.11.2023

Проект реализуется в рамках Уральского НОЦ

Южно-Уральский государственный университет и производственная компания «ТЭК-Спецмаш» работают над импортозамещением проходческих породных вагонов, необходимых при строительстве метрополитена, объемом не менее 7,5 м³ и грузоподъемностью не менее 20 тонн, используемых в составе механизированного проходческого щитового комплекса.

Совместный проект «Гибкое интеллектуальное производство компонентов машиностроения для критических технологий Российской промышленности, обеспечивающих технологическую безопасность страны», реализуемый в рамках Уральского межрегионального НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» (УМНОЦ), направлен в том числе на создание в Челябинской области высокотехнологического импортозамещающего производства породных вагонов для откатки пород при щитовой проходке тоннелей.

«В прошлом году к нам поступил запрос со стороны группы компаний „Моспроект-3“ о возможности изготовления и поставки породных вагонов для обеспечения работы проходческого комплекса „LOVAT“ в рамках реализации проекта строительства тоннелей Челябинского метротрама, так как в настоящий момент в России ввиду ограничений на ввоз, возникших в 2022 году, существующие зарубежные комплексы не могут быть оперативно обеспечены вагонами, которые из-за повышенной нагрузки требуют постоянного обновления. Таким образом, возникла необходимость создания в Челябинской области высокотехнологического производства, ориентированного на выпуск конкурентоспособной импортозамещающей промышленной продукции — ключевых устройств системы откатки пород при щитовой проходке тоннелей», — рассказывает директор «ТЭК-Спецмаш» Павел Шибков.

Планируемый к производству проходческий породный вагон принципиально отличается от производимых в России одновременным наличием следующих элементов: съемного кузова, пневматической системы тормозов и автоматической сцепки Виллисона.

«В течение 2023 года сотрудники университета выполняют этапы эскизного и технического проекта, с проведением необходимых расчетов, подтверждающих работоспособность конструкции. А в 2024 году будут завершены работы по разработке комплекта конструкторской документации на все элементы и узлы опытного образца», — комментирует Руслан Пешков, заведующий лабораторией «Ракеты-носители, космические и беспилотные летательные аппараты» ЮУрГУ.

В рамках подготовки результатов интеллектуальной деятельности планируется создание компьютерной системы для выбора предварительных параметров тормозных усилий, оценки потерь от налипания породы, анализа динамических нагрузок породного вагона, а также патентов на тормозную систему с односторонним нажатием на колесо и опрокидывающийся съёмный кузов.

«С учетом предварительных договоренностей с потенциальными потребителями из Челябинска, Воронежа, Красноярска и Нижнего Новгорода, планируемая производственная программа составляет ежегодно от 16 до 32 единиц продукции при минимально необходимом объеме продаж для выполнения показателей результативности проекта — 7 породных вагонов в год», — поясняет Павел Шибков.

В 2022 году проект получил грантовую поддержку правительства Челябинской области. Также в проекте предусмотрено финансирование за счет собственных средств индустриального партнера. В рамках софинансирования «ТЭК-Спецмаш» в 2023 году осуществляет проектирование модельной и технологической оснастки с последующим изготовлением в 2024 году. Запланировано техническое перевооружение для изготовления опытного образца и будущего запуска производства.

Источник: susu.ru