Сотрудники Южно-Уральского государственного университета разрабатывают первое российское унифицированное программное обеспечение для управления технологическим оборудованием коммунальных машин разного класса. Проект реализуется совместно с промышленным партнером — Курганским заводом дорожных машин в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (национальный проект «Наука и университеты»).
Разработка челябинских ученых позволит усовершенствовать различные технологические процессы, которые осуществляют коммунальные машины в городе: подметание, полив, очистку, уборку снега.
«Уборка осуществляется, как правило, в ручном режиме, когда водитель, он же оператор, включает и выключает оборудование в зависимости от необходимости, — рассказывает доцент кафедры „Электрические станции, сети и системы электроснабжения“ Андрей Мартьянов. — К примеру, снегоуборочная машина выезжает на маршрут, водитель на глаз оценивает количество снега, опускает щетку пониже, затем поднимает, в общем, как-то регулирует. То есть, качество уборки зависит от опыта и добросовестности оператора».
Ученые ЮУрГУ решили исключить влияние человеческого фактора и разработали автоматизированную систему, которая, исходя из дорожной обстановки сама будет выбирать тот или иной режим уборки, не позволяя оператору вмешиваться в процесс.
«Сейчас у каждой машины свой пульт управления и интерфейс, — говорит директор НИИ „Опытное машиностроение“ ЮУрГУ Рамиль Закиров. — Мы провели анализ действующих программных обеспечений, и разработали уникальное техническое решение. Наша система — это не только исполнительный механизм, который приводит в движение различные „обвесы“ — щетки, пылесос, разбрызгиватель. Она получает информацию о внешней среде: степени загруженности дороги, состоянии дорожного покрытия, погодных условиях. Здесь задействованы и видеокамеры, и современные технологии по распознаванию образов на основе машинного зрения».
По задумке, бортовая система будет состоять из модулей, и их набор будет определяться необходимыми функциями. В настоящее время ученые и инженеры просчитывают количество, состав и функции этих модулей, чтобы в дальнейшем из них можно было конфигурировать любую систему. Разработка уже находится на стадии прототипирования. И это будет первая в России бортовая система с применением искусственного интеллекта.
«Машинное зрение позволяет оценить, насколько требуется та или иная операция, — поясняет Андрей Мартьянов. — Допустим, идет по маршруту поливальная машина, и на определенном участке наша система видит, что дорога и так чистая, и может быть, там не требуется большой напор воды. Если видно, что большое загрязнение, включается усиленная подача. Если автомобиль заезжает в лужу, блок управления распознает, что идет движение по луже и поливать ее вообще нет смысла. И как раз, принятие решений о том, что нужно включить и выключить, мы хотим переложить на машину. В России подобных технических решений нет. В мире, возможно, наши конкуренты идут теми же путями, может быть, в лабораториях что-то разрабатывается, но серийно выпускаемых систем нет».
В проекте задействована междисциплинарная группа ученых ЮУрГУ: сотрудники Передовой школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала», специалисты Центра компьютерного инжиниринга, НИИ Опытного машиностроения, кафедры системного программирования ВШЭКН.
В 2022 году проект вошел в число победителей в конкурсном отборе на получение субсидий на реализацию научно-технических проектов, включенных в перечень НОЦ Урал от Правительства Челябинской области. Первый прототип бортовой системы управления коммунальной машиной будет готов в начале 2025 года. Тогда же начнутся первые промышленные испытания на Курганском заводе дорожных машин.
В будущем созданная челябинскими учеными технология позволит объединить работу нескольких коммунальных машин в единое целое.
«Они смогут согласовывать свои действия друг с другом, работать как единый комплекс, — рассказывает Рамиль Закиров. — Первая машина убирает пыль, вторая следом увлажняет и так далее. Помимо этого, коммунальные машины смогут интегрироваться в единую сеть уборки городских улиц, и даже работать на упреждение. Например, снегопад еще только прогнозируют, а система уже знает, какое место будет проблемным, куда выехать заранее, чтобы минимизировать пробки на дорогах. Это будущее, и мы к нему движемся».
По словам ученых, созданная технология пригодится в разработке беспилотных коммунальных машин. Решая текущую поставленную задачу, сотрудники университета «держат в уме» перспективу и вырабатывают такие решения, которые будут учитывать то, что человечеству потребуется в недалеком будущем.