Цель проекта — разработка интеллектуальных малогабаритных датчиков для цифровых электросетей. Такие датчики на порядок меньше и легче традиционного оборудования, и это открывает новые, ранее не доступные возможности использования. В перспективе они должны стать основой для разворачивания систем цифрового управления электросетями. На линии электропередачи датчики монтируются с помощью системы «Канатоход», после чего собирают и обрабатывают данные в режиме реального времени.
«Это позволяет внедрять прогрессивные системы управления сетями и автоматические системы на основе максимально точных данных, — отмечает профессор УрФУ, руководитель проекта Сергей Кокин. — Использование датчиков экономит электроэнергию, равномерно ее распределяя. Ряд таких датчиков уже поступили в продажу».
Продукты, которые производятся в рамках проекта, уже поставляются по всей территории России, Беларуси и Казахстана. Сейчас в производстве находятся аппараты для объекта в Таджикистане. В общей сложности произведено уже более 3500 аппаратов, которые работают в сетях.
«В ряде случаев с их использованием удается в разы снизить потери электроэнергии. Это приводит к окупаемости проектов внедрения в диапазоне от нескольких месяцев до года, — говорит директор компании „Ай-ТОР“ Андрей Медведев. — В наших планах сделать такие датчики еще меньше, компактнее и дешевле. В перспективе они должны стать технической основой для новых принципов управления высоковольтными сетями. В 2020 году было продано около 1,5 тыс. датчиков, а в этом мы планируем увеличить этот объем на 30–50 %. Уверен, что на глобальном рынке нас также ждет успех. Конкурентов для уровней напряжения 110 кВ у нас нет».