Цель проекта — повышение технологической эффективности, а также перевод управления на международные цифровые стандарты. Создаются новые устройства и программные комплексы, которые займут большую долю на российских и зарубежных рынках.
В рамках проекта со стороны УрФУ проводятся исследовательские испытания алгоритмов и устройств компании «Прософт-Системы», нацеленные на цифровизацию энергетики. Изучаются различные модели энергосистем, работающих в самых разных режимах эксплуатации, в т. ч. и в очень тяжелых. В центре испытаний — программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить моделирование в реальном времени (воспроизводить токи и напряжения, информационные потоки и т. д.). Это позволяет проводить испытания устройств и алгоритмов в условиях, приближенных к работе действующих энергообъектов. Все это очень востребовано сегодня на подстанциях различных классов напряжения.
«Данный комплекс будет с каждым годом все активнее внедряться в энергетике России, — уверен профессор УрФУ, руководитель проекта по созданию цифровой подстанции Андрей Паздерин. — Он помогает оптимизировать работу энергосистемы, сделать ее более эффективной, экономичной. Важен и вопрос безопасности — данная разработка позволяет снизить аварийность в несколько раз. У нашего индустриального партнера есть планы занять серьезную долю рынка в России и выйти на мировой уровень по продажам».
Проект Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени академика Г. А. Илизарова направлен на восстановление функций кисти при частичной или полной утрате пальцев за счет оригинальной хирургической технологии и имплантируемых конструкций.
— Задача разработки — восстановление функций кистей рук. Это имплантируемые технологии, так называемые пожизненные технологии, с сокращением времени на лечение пациентов, — рассказал заместитель директора по научной работе Центра Илизарова Евгений Овчинников.
Благодаря его реализации до 20 % российского рынка реконструктивной хирургии и имплантации может занять Уральский межрегиональный научно-образовательный центр.
Один из партнеров — предприятие «Сенсор», где идет инжиниринг, формируется технология обработки конкретного изделия.
— Мы выдвинули принцип одноэтапной управляемой остеоинтеграции для восстановления ампутированных конечностей, то есть вводится имплантат, он прирастает, и после никаких манипуляций врач не делает. Наша инновация заключается в оригинальной конструкции аппаратов, в методах их фиксации и в методах сокращения сроков реабилитации больных, — говорит руководитель лаборатории научных исследований биомеханики и инжиниринга Центра Илизарова, доктор технических наук Виктор Кузнецов. Центр Илизарова сотрудничает с Уральским федеральным университетом, где формируются фундаментальные основы по возможности применения новых сплавов и новых материалов.
Есть необходимость дальнейшего обслуживания медицинской технологии, медицинского изделия. Инженеров по сервису и сопровождению медтехники готовят на площадках Курганского государственного университета, который также является партнером проекта. В КГУ реализуется магистерская программа «Организация и управление наукоемкими производствами» (профиль «Медицинское оборудование и аппаратура»). Там готовят профессионалов, чья карьера строится на стыке двух отраслей — медицины и технологичного производства.
В трех регионах создается крупнейший машиностроительный кластер для разработки и производства высокоскоростного железнодорожного транспорта. Планируется создать скоростной поезд с крейсерской скоростью 360 км/ч (максимальная — 400 км/ч), двухэтажного пассажирского поезда (250-260 км/ч) и контейнеровоза (260 км/ч). Производство планируется развернуть в Свердловской области на заводе «Уральские локомотивы» с привлечением партнеров из Челябинской и Курганской областей. При реализации проекта будут созданы и внедрены новые конструкционные материалы, а также разработаны интеллектуальные системы управления транспортом. Проект позволит создать несколько тысяч рабочих мест.
«При создании высокоскоростного поезда завод „Уральские локомотивы“ активно взаимодействует с РЖД, — говорит первый заместитель генерального директора по технической политике ООО „Уральские локомотивы“ Виталий Брексон. — Я полагаю, что уже с 2026 года он будет обслуживать участок Санкт-Петербург — Москва. В рамках работы НОЦа мы рассчитываем на сотрудничество в сфере производства тяговых приводов, силовой электроники, разработки материалов с новыми качествами и свойствами».
Что касается производства линейки тяжеловесных локомотивов, то на данный момент полным ходом идет сборка опытного образца электровоза 2ЭС6А с отечественным асинхронным приводом. Его поставляет компания «Тяговые компоненты», также входящая в Группу Синара. Все элементы этого привода создают на Урале. Данный электровоз выйдет на испытания в начале 2022 года. В перспективе он должен стать флагманом, новой базовой платформой, на основе которой «Российские железные дороги» смогут получить самую разнообразную линейку машин, которая будет использоваться в ближайшие десятилетия.