Арктическая зона занимает одну пятую часть территории Российской Федерации. Там проживают больше двух миллионов человек, и они регулярно сталкиваются с транспортными проблемами: вахтовые автобусы бессильны перед снежными заносами, а гусеничные вездеходы не обеспечивают необходимую пассажировместимость.

Решением проблемы станет проект Южно-Уральского государственного университета «Арктический автобус». Он будет способен двигаться по грунтовым дорогам, бездорожью и снежному покрову круглый год, а в экстренных ситуациях обеспечит выживание находящихся внутри людей.

«Автобус нужен для перевозки людей в условиях Крайнего Севера при экстремально низких температурах, а также для перевозки оборудования. При аварийных ситуациях внутри автобуса возможно полное автономное жизнеобеспечение в течение суток, пока не придет помощь. Кроме того, арктический автобус способен держаться на воде в течение часа, пока проводится эвакуация людей», — рассказал к. т. н., директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров.

Под контролем ученых ЮУрГУ находится общая компоновка кабины автобуса — расположение всех основных узлов и агрегатов, полуприцепа и тягача, а также разработка жилого модуля. Результаты экономического обоснования реализации проекта и маркетинговые исследования позволяют продолжить работу.

Официальное название проекта «Корона» — «Исследование, разработка и создание демонстраторов двигательной установки с центральным телом, системы управления контроля с искусственным интеллектом ракетно-космического комплекса с полностью многоразовой одноступенчатой ракетой-носителем и универсальной космической платформой».

Шестнадцать новейших жидкостных ракетных двигателей планируется установить на одноступенчатой ракете-носителе многократного использования. На данный момент работы по созданию ракетного двигателя ведутся в Южно-Уральском государственном университете. К проекту «Корона» подключены лаборатории микропорошковых технологий, импульсных систем и быстропротекающих процессов, а также учебно-исследовательский лабораторный комплекс «Жидкостный ракетный двигатель», в котором проходят испытания двигателя, отрабатываются и оптимизируются его параметры.

При реализации проекта ЮУрГУ успешно взаимодействуют с рядом предприятий в Свердловской области — Научно-исследовательским институтом машиностроения в Нижней Салде и НПО автоматики. Также возможно сотрудничество в области материаловедения, математического моделирования и энергетики с Уральским федеральным университетом и институтами Уральского отделения академии наук.

В отличие от большинства используемых на сегодня многоступенчатых ракет у «Короны» будет много преимуществ.

«Сейчас космические аппараты возвращаются на Землю частями, некоторые и вовсе не возвращаются, — отмечает Сергей Ваулин. — А наша одноступенчатая многоразовая ракета будет полностью возвращаться. При этом за счет многократного использования доставка одного килограмма груза на околоземную орбиту будет гораздо дешевле».

На глобальном рынке проект Уральского НОЦа будет конкурировать с решениями компании SpaceX. Помимо экономической, есть у проекта есть и экологическая составляющая: двигатель будет работать на топливной смеси кислорода и водорода. Его особенностью станет как высокая эффективность, так и нетоксичность смеси и продуктов ее сгорания. Сейчас модель двигателя работает на топливе, которое состоит из жидкого этилового спирта и газообразного кислорода. В сентябре планируется демонстрационный пуск многокамерной двигательной установки. Уже в следующем году разработчики намерены перейти полностью на кислородно-водородную смесь. Такое топливо даст возможность выводить ракету на высоту до 500 км — верхний предел, в котором может работать пилотируемая орбитальная станция.